Cовременные информационные системы для вашего бизнесаГлавная страница Карта сайта Контакты
 
 
 
 
 
Вы здесь: ГлавнаяНовостиПресс-релизы и публикации компанииСтороннее программирование

Стороннее программирование

Прочитать оригинал статьи на сайте журнала

Ксения Карташова, 1 июня 2007

Профиль — новые технологии

Офшорное программирование считается западными компаниями одним из эффективных инструментов для снижения собственных издержек на разработку корпоративных программных продуктов. На этом фоне услуги российских IT-компаний пользуются большим спросом на мировом рынке программного аутсорсинга в силу крайне удачного соотношения высокой квалификации наших специалистов и стоимости рабочей силы. Однако сегодня отечественные IT-компании, занимающиеся программированием на заказ, постепенно сворачивают свою деятельность на внешних рынках и переориентируются на рынок внутренний, поскольку работать «на Запад» становится невыгодно.

Основными причинами такого тренда являются снижение курса доллара США (большинство заказчиков офшорных программистов рассчитывается именно этой валютой), а также выравнивание уровней цен на услуги программирования на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, доля российских компаний на мировом рынке аутсорсинга программных услуг, занимаемая российским программным аутсорсингом на мировом рынке подобных услуг, постепенно снижается. По словам директора новосибирской софтверной компании «Софтария» Романа Кузьмина, наши программисты являются серьезными конкурентами в сегменте технически сложных, нетривиальных программных продуктов: «При этом рынок «стандартных» заказов практически поделен между Индией и Китаем, где развитие офшорного программирования — приоритет государственных программ. Наше государство заинтересовано в развитии IT, но пока только на словах».

Необходимо отметить, что ключевую роль в лидерстве этих стран на мировом рынке программного аутсорсинга, безусловно, играет цена на их услуги, которая в среднем в 2–3 раза ниже, чем у любой западной или российской компании. При образовании цен не последнюю роль играют льготы (в т. ч. налоговые), предоставляемые программистским фирмам со стороны государств.

С запада на восток

Переориентация ряда компаний на предоставление услуг на внутреннем рынке подстегивается ростом заказов от местных компаний. Директор новосибирской компании «МС Тим» Олег Кокорин отмечает, что сибирский рынок программного аутсорсинга в последнее время растет серьезными темпами, хотя и с некоторым запозданием по сравнению с европейской частью страны. »Во-первых, появляются местные игроки, изначально ориентированные на внутренний рынок, — рассуждает он. — Во-вторых, московские компании открывают здесь свои филиалы и начинают активно работать «на местах». Безусловно, московские компании намного крупнее местных, но их локальные представительства и филиалы не обладают всеми ресурсами своих центральных офисов. Поэтому в настоящее время сибирские компании могут с успехом конкурировать с «москвичами».

В целом на этом рынке наблюдается тенденция к специализации программистских компаний, связанная в значительной степени со стремлением заказчиков к работе с «узкими» программистами, уже имевшими опыт разработок, аналогичных требуемым. Игроки отмечают, что в последнее время практически исчезли абсурдные предложения «разработчики для любых целей». «Многие крупные софтверные компании пересматривают свой подход к «программированию на заказ». Если раньше программное решение разрабатывалось под конкретного заказчика от начала до конца, то сегодня компании имеют возможность производить программные продукты, предназначенные для решения определенных задач, и в дальнейшем просто интегрировать их в информационные системы клиентов, внося незначительные изменения в исходный код», — поясняет президент компании «Новософт» (Новосибирск) Владимир Ващенко. При этом, отмечает он, в выигрыше оказывается не только производитель софта, но и заказчик, поскольку в итоге он получает надежный, проверенный на практике продукт, внедрение которого не потребует много времени, а значит, не повлечет за собой существенных материальных издержек.

Важными критериями выбора девелопера проекта потенциальные заказчики называют знание специфики отрасли и рекомендации предыдущих клиентов аутсорсера. В числе прочего директор по ИТ компании «АРПИ «Сибирь», председатель клуба ИТ-директоров Новосибирска Сергей Голубицкий называет «знание самого предприятия», поясняя, что для крупного проекта предпочтительнее будет тот исполнитель, с которым у предприятия уже были совместные проекты в прошлом, пусть и небольшие.

Аутсорсинг: за и против

Сергей Голубицкий считает экономически нецелесообразным полностью передавать на аутсорсинг разработку программного обеспечения. Сегодня во всем мире более 40% услуг, оказываемых по аутсорсинговой схеме, приходится на разработку и внедрение программного обеспечения. Главной причиной перехода компании на аутсорсинговую модель работы технического отдела является возможность сокращения издержек. Причем под этими словами не всегда подразумевается именно денежная экономия. «Издержки снижаются не столько за счет более низкой цены, сколько за счет большей свободы управления проектными командами, — разъясняет Роман Кузьмин. — Уволить программиста просто потому, что закончился проект, нельзя, а вот уменьшить объем внешнего заказа — легко. Кроме того, появляется возможность использовать на каждом проекте специализированные кадры, вместо того чтобы делать из штатных программистов «дилетантов по всем вопросам».

Другим плюсом является возможность привлечения профессиональных ресурсов для осуществления деятельности предприятия в непрофильной для себя сфере. Также в числе аргументов за аутсорсинг называется в буквальном смысле «экономия на программистах». Основные расходы аутсорсера идут именно на заработную плату работникам. Заказчик, не имея собственных программистов, избегает этих затрат. Подрядчик, работая сразу с несколькими клиентами, имеет возможность эффективно перераспределять человеческие ресурсы.

Тем не менее не все заказчики готовы полностью отказаться от собственных программистов. Сергей Голубицкий уверен, что одинаковых предприятий не существует, поэтому заказчик неизбежно столкнется с тем, что аутсорсер не будет осведомлен обо всей специфике его предприятия. Но также не имеет смысла держать постоянно в штате «дорогого» специалиста, который не будет все время задействован в программных проектах компании в силу, к примеру, своей узкой специализации. Таким образом, опасаясь полностью переходить на аутсорсинговую модель построения работы технического отдела и оставляя у себя штатных программистов, заказчик в случае привлечения аутсорсера ощутимой экономии не получает.

«Мы не строим работу своего технического подразделения по аутсорсинговой модели. Во-первых, потому что в Новосибирске, да и в России в целом, практически отсутствуют фирмы, которые могут это делать на должном уровне. Это не касается офшорных интеграторов, но достойных компаний, работающих в области программного аутсорсинга, буквально единицы. И у них весьма высокие цены на услуги, — рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью компании «Сибирский берег» Константин Лыкин. — По этим причинам мы никогда не прибегали к услугам сторонних программистов. У нас свой достаточно внушительный штат: 10–15 человек в головном офисе плюс филиалы и производство. И в нашем случае такая схема представляется более оптимальной, чем использование программного аутсорсинга».

Сергей Голубицкий, также считает нецелесообразным с точки зрения ценовой политики полностью передавать на аутсорсинг разработку программного обеспечения для компании: «У меня есть отдел программистов, работники которого заняты на 100%, и привлекать аутсорсинговую компанию — значит увеличить расходы в 2–3 раза». Он подчеркивает, что привлечение стороннего высококвалифицированного специалиста оправданно только в том случае, если работы с его участием носят временный характер.

На сибирском рынке практически нет IT-компаний, специализирующихся на программном аутсорсинге. Как правило, у аутсорсера есть другие направления деятельности, к примеру, выпуск и продвижение конечного программного продукта или линейки продуктов. При этом участники рынка отмечают, что это направление для ряда компаний выглядит привлекательнее, чем собственно аутсорсинг, поскольку выпуск собственного продукта более предсказуем, легче поддается масштабированию и адаптации к колебаниям спроса на рынке.

«Наша компания испытывает постоянную потребность в услугах программных аутсорсеров, однако мы не находим достаточного предложения на рынке Новосибирска», — сетует директор по ИТ и операциям компании «Компоненты бизнеса» (сеть магазинов «Чудодом») Юрий Храмов. По его словам, на рынке практически отсутствуют аутсорсинговые предложения по разработке бизнес-приложений для конкретного относительно небольшого клиента, поэтому приходится размещать заказы у частных лиц. «Как ни печально, до сих пор единственно приемлемым эффективным решением для российских розничных компаний различного масштаба остается содержание собственного штата программистов», — резюмирует господин Храмов.

В обозримом будущем, считают игроки, должно существенно возрасти число «клиентоориентированных» софтверных компаний, специализирующихся на качественном решении задач малого и среднего бизнеса и предлагающих не программное обеспечение как товар, а разработку и поддержку как услугу — тенденция сродни той, что присутствует на рынке разработки веб-сайтов.

Вход разрешен

Для программного аутсорсинга характерен невысокий финансовый порог выхода поставщика услуги на рынок. «Мы начинали втроем пять лет назад, — рассказывает Роман Кузьмин, — без денег, без офиса и без заказчиков». Это обстоятельство определяет постоянное увеличение количества игроков на рынке, стимулируя таким образом его развитие и усиливая конкуренцию. «Не нужно делать больших капитальных вложений в производственные мощности и здания. Основной проблемой становится поиск квалифицированных кадров. В крупных городах уже несколько лет наблюдается нехватка профессиональных программистов, подготовленных к работе в коммерческих проектах», — считает руководитель группы по работе с клиентами, партнерами и технологическими предпринимателями департамента стратегических технологий ООО «Майкрософт РУС» Михаил Цыганков.

По словам Олега Кокорина, небольшим начинающим компаниям при выходе на рынок становится все труднее конкурировать как за хороших клиентов, так и за хороших разработчиков. Тем не менее как исполнители, так и заказчики отмечают тот факт, что при большом количестве игроков на рынке не хватает специализированных предложений. С точки зрения исполнителей это выглядит как возможность для новой компании занять собственную нишу в разработке ПО.

Важное замечание о кадровом вопросе делает Роман Кузьмин. Он говорит, что компаниям, в которых программирование не является профильным направлением деятельности, найти хорошего программиста в условиях кадрового дефицита очень сложно. Перспективный работник в сфере «программинга» с большой вероятностью не пойдет работать в непрофильную организацию, поскольку здесь перспективы профессионального роста ограничены или вовсе отсутствуют. Кроме того, отмечается и то, что программистские компании с большим вниманием относятся к вопросам обучения и повышения квалификации своих сотрудников и готовы тратить на это много больше денег, чем «непрофильные» предприятия.

Спрос и предложение

Участники рынка, ссылаясь на опыт своих западных коллег, отмечают большой потенциал роста рынка аутсорсингового программирования в России. «Спрос растет очень быстрыми темпами, несколько десятков, если не больше, процентов в год, — говорит Олег Кокорин. — Предложение растет схожими, хотя и меньшими темпами». Однако, отмечают специалисты, на разных сегментах рынка рост разный. Наибольшие темпы роста предложений отмечаются в сегменте очень простых или типовых услуг. «Предложение всего, что сложно или нестандартно, растет куда меньшими темпами», — говорит господин Кокорин. «На мой взгляд, с одной стороны, рынок недозаполнен предложением, но с другой стороны, есть еще большой потенциал в генерации спроса, которым аутсорсеры не начали толком заниматься», — резюмирует Михаил Цыганков.

В условиях жесткой конкуренции IT-компании вынуждены выстраивать более внятную и четкую стратегию продвижения продуктов и услуг, активно развивать маркетинг. «Причем задача эта не так проста, как может показаться на первый взгляд, — говорит Владимир Ващенко. — Как ни странно, но, несмотря на огромный спрос, молодых, перспективных специалистов, готовых к работе в области IT-маркетинга, не так уж и много, и в большинстве случаев компании вынуждены готовить их самостоятельно».