Cовременные информационные системы для вашего бизнесаГлавная страница Карта сайта Контакты
 
 
 
 
 

ERP на продажу

Прочитать оригинал статьи на сайте

22 ноября 2010

Рынок ERP-систем начинает восстанавливаться после кризиса. Однако спрос на эти системы пока сдерживают довольно высокий процент неудачных внедрений, дороговизна отдельных решений и незнание того, чем может помочь предприятию внедрение ERP.

Аббревиатура ERP расшифровывается как Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия. В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Таким образом, применение ERP-систем позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учетом. Благодаря функции автоматизированных бизнес-процессов системы ERP сотрудники могут работать в общем информационном пространстве, где система может ставить им задачи, контролировать срок выполнения и передавать результаты деятельности одного сотрудника другому, тем самым исключая транзакционные издержки между подразделениями и сотрудниками, повышая эффективность их работы и снижая влияние человеческого фактора.

Спрос на ERP

Однако сегодня, по наблюдениям участников рынка, спрос на системы ERP постепенно восстанавливается, так как во время кризиса большинство компаний по максимуму сократило свои расходы. И хотя темпы роста направления ERP незначительны, главное — что они есть, особенно если сравнить данные за аналогичный период прошлого года. Поэтому в целом в 2010 году можно говорить о небольшом росте.

Наблюдаемый рост может быть обусловлен тем, что за время кризиса у многих компаний созрело мнение о том, что ERP — это не модная аббревиатура, а действительно эффективное решение, позволяющее значительно оптимизировать управление предприятием и сократить издержки. Но даже в этом случае финансовых возможностей на внедрение ERP у многих компаний не хватает. По словам руководителя отдела маркетинга «Утилекс АйТи 2000» Валентина Фосса, несмотря на некоторое оживление в этом году, большинство ERP-проектов не только в Сибири, но и по всей России — это проекты по развитию уже существующих систем, по расширению функционала, созданию дополнительных модулей, интеграции с другими корпоративными системами. С такой позицией согласен и исполнительный директор Axistem Group Викентий Китушин. Он говорит, что системы ERP в полном смысле этого термина все же больше внедряют у себя крупные компании, да и то далеко не все, так как многие решают задачи своей автоматизации частями, используя разные программы и платформы. В «Технологике» также отмечают, что из-за высокой стоимости готовых комплексных решений увеличился спрос на отдельные модули.

Важно, что основной упор в реализации ERP-систем участники ИТ рынка делают на малом и среднем бизнесе. «Сегодня более заметно увеличивается спрос не со стороны крупных корпораций, а среди небольших и средних компаний. Рынок будет расти, скорее всего, именно за счет малого и среднего бизнеса», — полагает Марина Гуляева. По ее словам, сейчас компании более взвешенно принимают подобные решения — выделяют меньший бюджет на проект, ставят более узкие цели и задачи, желая получить результат в короткий срок, а не ждать его три–пять лет.

Окупаемость

Стоит отметить, что далеко не все внедрения ERP оказываются успешными. Так, по данным «Утилекс АйТи», вопрос успешности и окупаемости многих крупных проектов вообще остается открытым, так как, по разным оценкам, до 50% проектов оказываются неудачными. «Однако это не показатель неудачности конкретной платформы или всей концепции ERP в целом — это скорее проблемы постановки задач и целей проекта, а также степени готовности клиента к использованию данного инструмента», — подчеркивает Валентин Фосс.

Что касается затрат на установку ERP-систем, то директор ООО «Технологика» Олег Кокорин отмечает, что для малого бизнеса, как правило, объем инвестиций во внедрение ERP-систем составляет 100–150 тыс. рублей. «Внедрение полноценной ERP-системы (Microsoft Dynamics AX) рекомендуется при наличии от 20 одновременно работающих пользователей. Инвестиции при этом составляют 2–3 млн рублей (нацелено на средний и крупный бизнес)», — добавляет он. В компании «Астерос» называют еще более впечатляющие цифры. Так, внедрение базового контура ERP-системы может начинаться от 300 тыс. долларов на среднем предприятии и от 800–1200 тыс. долларов для крупного.

В свою очередь сроки окупаемости, конечно, индивидуальны для каждого проекта и зависят от того, в каком состоянии находилась компания до внедрения, какие области управления предприятием были автоматизированы, какие эффекты получены. По данным ГК «Инталев», как показывает статистика внедрения ERP-систем, компания готова потратить на внедрение примерно 0,2–1% от годового оборота предприятия. В среднем проект окупается за период от года до трех лет. Вместе с тем Дмитрий Бобровский отмечает, что у его компании идут проекты от 1 млн рублей, а один из заказчиков компании назвал срок окупаемости в четыре–шесть месяцев.

«Коробка» или внедрение?

Основными игроками рынка ERP являются такие вендоры, как SAP, Microsoft с линейкой Dynamics, Oracle и 1С. По словам участников рынка, современные ERP-системы позволяют реализовать такие функции, как планирование и прогнозирование (финансовое, планирование закупок товаров и материалов), бюджетирование. У новых ERP-систем развиты аналитические возможности, существенно развита интеграция с внешними системами (такими как POS-системы в рознице, например, или интеграция с терминалами сбора данных на складах). Кроме того, современные системы работают на различных устройствах — на мобильных телефонах, iPad и т. д. Кроме того, системы позволяют отслеживать показатели в реальном времени, в том числе и с мобильных устройств, интеграцию с другими программными продуктами вендоров для большего удобства.

В настоящее время ИТ-компании предлагают клиентам как покупку готовых коробочных решений, так и комплексное внедрение ERP-систем. Участники рынка отмечают, что если раньше ключевые игроки рынка ERP-систем внедряли так называемые типовые решения, лучшие практики в области ведения бизнеса и конкретной отрасли — и именно этого требовали от них клиенты, — то сегодня вектор меняется в сторону уникальных, настроенных именно под потребности клиента решений.

Дилемма традиционно состоит в том, что коробочные решения имеют сильное преимущество перед другими версиями — более низкую цену. Из-за ценового фактора клиенты готовы мириться с тем, что ни одно из коробочных решений, даже модифицированное под специфику конкретной отрасли, не может полностью удовлетворить все потребности клиента, поскольку не бывает двух одинаковых бизнесов. К тому же коробочные решения автоматизируют лишь часть бизнес-процессов. Поэтому ИТ-компании предпочитают автоматизировать бизнес заказчика в целом, ведь именно комплексный подход к автоматизации позволяет действительно повысить эффективность бизнеса, защитить инвестиции заказчиков, обеспечить низкую стоимость владения и дальнейшего развития информационной системы заказчика. Хотя, по данным «Астерос», только 20% от общего объема проекта занимает решение индивидуальных задач клиента — адаптация системы под отраслевую специфику, интеграция ERP с другими приложениями и пр.

Промежуточным вариантом могут служить так называемые пакетированные решения. «Принципиальная разница между коробочными и пакетированными решениями состоит в том, что продаются не просто лицензии, а еще и услуги по настройке определенных бизнес-процессов, которые необходимы предприятиям различных отраслей, — объясняют в компании Softline. — Внедрение пакетированного решения существенно дешевле для предприятий, и риски внедрения минимальны, поскольку состав пакетированного решения предприятиям может быть продемонстрирован до начала проекта — и они понимают, что получат в результате».

А в ГК «Инталев» вообще утверждают, что предлагают исключительно внедрение ERP-систем, всегда строя систему под конкретные цели, бизнес-задачи и специфику бизнеса клиента. В компании отмечают, что впервые в 2009 году предложили для малого и среднего бизнеса некоторые типовые преднастроенные решения, которые можно внедрить быстро и с меньшими затратами.

Барьеры на рынке

Участники рынка отмечают, что основным барьером развития рынка ERP в Сибири является уровень менеджмента. «Далеко не все руководители понимают, какие эффекты для бизнеса они получат от автоматизации, и поэтому не готовы начинать проекты, продолжая заниматься ручным управлением. Поэтому ключевым драйвером роста рынка, наверное, является понимание тех эффектов, которые приносит бизнесу внедрение ERP-систем. Также важным, на мой взгляд, является тот факт, что успешных проектов по внедрению ERP-систем в Сибири немного», — говорит Марина Гуляева.

С такой позицией соглашается и Дмитрий Бобровский, по мнению которого основным барьером является инертность мышления менеджеров и собственников. Проект внедрения серьезной ERP-системы, по его словам, надо рассматривать как инвестицию в развитие своего бизнеса и возможность применить опыт зарубежных компаний в этой отрасли. Впрочем, Валентин Фосс считает, что недостаточное понимание роли ERP в успешном развитии предприятия уже позади, и теперь рынок ERP будет постепенно развиваться, если не начнутся новые финансовые катаклизмы.

Среди других барьеров участники рынка отмечают высокую стоимость ERP-систем. «Стоимость внедрения остается существенным препятствием для распространения ERP-систем на предприятиях Сибири. У региональных компаний нет штата сотрудников необходимой квалификации, которым были бы по плечу такие проекты. В то же время для местных компаний слишком дорого привлекать целую команду консультантов из Москвы, так как расходы на командирование экспертов заметно увеличивают бюджет проекта. Получается замкнутый круг», — сетует руководитель практики SAP компании «Астерос» Алена Кошкина. Дмитрий Бобровский не согласен с таким мнением: он полагает, что высокая стоимость ERP-систем — миф. «Некоторые клиенты считают, что продукты зарубежных вендоров дороги и громоздки. Отчасти это мнение сложилось на основании самых первых проектов, которые внедрялись в России. Сейчас ситуация изменилась коренным образом. Например, тот же SAP начал больше внимания уделять среднему и малому бизнесу и разработал специальную программу скидок для компаний этой категории», — отмечает Дмитрий Бобровский. А Олег Кокорин считает, что основным барьером на пути развития ERP является то, что многие крупные предприятия, находящиеся в Сибири, на практике управляются из Москвы, поэтому все решения принимаются там, из-за чего зачастую невозможно работать с предприятиями напрямую.

Опыт внедрений

Несмотря на скептицизм участников рынка в отношении ситуации на рынке ERP, многие крупные сибирские компании активно внедряют такие системы. Так, в компании «Обувь России» отмечают, что пять лет назад начали внедрение полноценной ERP-системы на базе «1С 8», автоматизировав бухучет и отчетность, управление финансами и бюджетирование, управление человеческими ресурсами, логистикой, управленческий учет. «Мы получили систему, предоставляющую объективную информацию для управления, обладающую нужной нам детализацией и необходимым набором отчетов, и мы полностью удовлетворены результатом», — отмечает IT-директор группы компаний «Обувь России» Дмитрий Карпенко. По его словам, система имеет один из самых низких показателей по совокупной стоимости владения и обладает большими возможностями для расширения функционала. В частности, в этом году компания внедрила систему продаж обуви в рассрочку, разработав специальный программный модуль на базе «1С 8.2».

Интегрированную систему ERP с середины 2008 года внедряет и «Иркутскэнерго», причем в рамках более комплексного внедрения процессного подхода в управлении. В компании были созданы рабочие группы, которые описали порядка 3000 процессов в дорожковых диаграммах, определили 360 проблемных зон и проанализировали их. Начальник отдела управления бизнес-процессами «Иркутскэнерго» Дмитрий Тимошенко отмечает, что одной из основных проблем при внедрении стала кадровая проблема, а именно пассивность персонала, не видящего целесообразность изменений, явный или скрытый саботаж работников, затягивание сроков внедрения. Сотрудники не понимали, зачем ломать то, что выстраивалось годами, не понимали выгоду, считали систему сложной для понимания. По мнению Дмитрия Тимошенко, сопротивления персонала не будет, если действия по повышению эффективности будут учитывать потребности, желания и ожидания сотрудников и принесут им пользу.