Штриxкоды широко используются и сейчас, и не только для маркировки товаров, а, например, в сфере здравоохранения для идентификации пациентов и медикаментов, и просто для отслеживания самых разных вещей и процессов: арендованных машин, авиабилетов и разнообразных почтовых отправлений.
Однако, со временем стало ясно, что штрихкоды не могут вместить достаточно информации, а количество вещей, которым надо было присваивать штрихкоды, неуклонно росло. Конечно, можно сделать штрихкод длиннее, и тогда можно зашифровать в нем больше информации, но он может не поместиться на упаковке; можно сжать длинный штрихкод, но тогда его сложнее будет считать, а ведь легкость считывания была главным преимуществом штрихкода на заре его появления.
В 1994 году Масахиро Хара, работавший на заводе по производству автомобильных комплектующих Denso Wave, изобрел QR коды, чтобы отслеживать детали на протяжении всего процесса производства. Позже QR коды были заимствованы и в другие области жизни, но наибольшее распространение они получили с развитием мобильных устройств.
Пусть QR код и не самый старый среди двухмерных кодов, но точно самый популярный на данный момент. Для многих людей становится настоящим открытием, что помимо QR кодов есть и другие типы двухмерных кодов, которые были изобретены задолго до своего популярного собрата. Почему же QR код стал популярнее всех остальных?
У QR кода есть свои недостатки, но все они ничтожны перед его самым главным достоинством, в честь которого он и был назван – Quick Response. Даже старые сканеры 90х могут быстро считать QR код.
Благодаря высокому стандарту коррекции ошибок до 30% информации может быть восстановлено, если код был поврежден. Например, если вы пытаетесь просканировать QR код с облупившейся стены или с рваного кусочка бумаги, или, скажем, логотип компании перекрывает его часть – можете быть спокойны. Если повреждено меньше трети от всего QR кода, то вы сможете считать его без проблем как цельный.
QR коды, в отличие от их собратов, можно легко брендировать. Их даже необязательно называть «QR коды»: например, у Snapchat они называются «Snapcode», а у Amazon – «Smilecode». Делать QR коды привлекающими внимание и даже интерактивными совсем несложно, и это нисколько не влияет на их функциональность. Ни один из других типов двухмерных кодов не может быть так легко брендирован и индивидуализирован, как QR код, поэтому они почти никогда не используются в маркетинге и рекламе.
У QR кодов есть структурные стандарты: определенные части являются одинаковыми для всех кодов этого типа. Это не только помогает кодировать информацию, но и декодировать ее, так как сканеры запрограммированы различать QR коды на плоских поверхностях. Стандартная маска кода включает в себя три квадратных элемента в уголках кода, они помогают сканеру определить границы метки и понять ее направление. Информация закодирована зигзагообразно с нижнего правого угла – единственного без квадратной метки – до верхнего левого и разделена на блоки для упрощения коррекции ошибок.
Многие элементы QR кода трудно заметить с первого взгляда, но их роль тем не менее очень важна:
Вы можете интегрировать QR коды практически в любой бизнес-процесс. За нашу многолетнюю практику мы с успехом ввели QR коды в рутину многих наших клиентов и оптимизировали множество самых разнообразных процессов.
Для улучшения контакта с клиентами и их осведомленности о вашей продуктовой линейке, вы можете не только печатать QR коды на баннерах и рекламных флаерах, но и добавить основанные на QR кодах функции в сам процесс шоппинга. Например, к любому продаваемому продукту можно приложить QR код с отзывами клиентов или списком похожих товаров.
Мы разработали бонусную систему лояльности для сети супермаркетов, которая позволяет постоянным покупателям копить бонусы на цифровой карте в мобильном приложении. Карта представляет собой QR код, который покупатель может отсканировать на кассе при оплате и получить бонусы в зависимости от размера покупки и приобретенных товаров.
Приложения, помогающие ориентироваться внутри больших зданий, непросты в реализации: GPS внутри зданий недостаточно точен, а bluetooth маячки стоят дорого и нуждаются в регулярном обслуживании. В таких случаях на помощь приходят QR коды.
Мы успешно интегрировали QR в приложение-карту для Новосибирского государственного университета. Абитуриенты и первокурсники испытывали сложности, перемещаясь по новому большому корпусу университета, и зачастую не могли сразу найти нужный кабинет или столовую. Разработанное нами приложение позволяет студентам прокладывать оптимальные маршруты от текущего местоположения до точки интереса, будь то кабинет, уборная или кафе. Мы также разметили 10 QR кодов по всему зданию: если вдруг студент потеряется, он сможет отсканировать ближайший QR код, и его позиция сразу же будет отмечена в приложении. Навигация в здании – это вызов для разработчиков, и QR коды дают, пожалуй, самый точный результат при общей простоте интеграции.
QR коды можно использовать для повышения уровня безопасности бизнес-процессов и защиты от абьюза. Если у вас есть любой многоступенчатый процесс, внутренний или внешний, который включает утверждение документов или аудиты, вы можете использовать QR коды для отслеживания и документирования каждого шага.
Один из наших клиентов столкнулся с проблемой подделки процесса утверждения документов. Вместо того, чтобы сдать документы на проверку вышестоящему лицу, сотрудники маркировали его как уже проверенный и передавали дальше. Чтобы решить эту проблему, мы интегрировали в процесс специальные QR коды безопасности, которые нельзя убрать с документов. Они содержали всю историю изменений документа и его проверок: кто сделал что именно и когда, с точностью до минуты. Как итог, менеджеры получили быстрый доступ к истории любого документа, что свело на нет попытки некоторых сотрудников самостоятельно одобрить документы и пропустить часть процедуры. Проблема была решена.
Наш опыт по работе с QR кодами показывает, что их гибкость позволяет использовать их не только в рекламе и маркетинге, но и в навигации, безопасности и программах клиентской лояльности в самых разнообразных приложениях.