PWA — это технология, которая визуально и функционально преобразует сайт в приложение. Его можно открыть в браузере или загрузить как обычное мобильное приложение на своём смартфоне. Получается «продвинутая версия сайта» с адаптацией под устройства пользователей, и не нужно специально разрабатывать сайт и версии для Android или iPhone.
Несмотря на то, что PWA считаются менее популярными, чем нативные мобильные приложения, мы используем их чаще, чем думаем. Такие бренды, как Twitter, Tinder, Uber, Telegram, Starbucks, Forbes и AliExpress, используют PWA-приложения в качестве основного или дополнительного к мобильному приложению.
Бизнес может рассматривать PWA как альтернативу разработке полноценного мобильного приложения по нескольким причинам:
В этой статье мы расскажем о том, что такое PWA, о его недостатках и преимуществах, а также о примерах положительного влияния PWA на бизнес.
Строго говоря, PWA - это веб-приложение. Однако некоторые функции, заложенные на начальном этапе разработки фронтенда, превращают его в нечто очень близкое к нативному приложению, которое пользователь может установить на свой смартфон через Google Market или AppStore.
Другими словами, PWA - это сайт, который ваши клиенты загружают из браузера, как обычное приложение.
Как и нативное приложение, PWA имеет возможность отправлять push-уведомления, работать в автономном режиме без подключения к Интернету и хранить данные локально. Используя протокол HTTPS для передачи данных, PWA имеет безопасное соединение, обеспечивающее конфиденциальность пользовательских данных.
По данным statista, в первом квартале 2023 года мобильные устройства генерировали 58,33% мирового трафика веб-сайтов. Именно на этот факт следует ориентироваться компаниям при планировании своих дальнейших действий: более половины ваших клиентов захотят воспользоваться услугами вашей компании через смартфон.
Записаться на прием в салон красоты, заказать клининговые услуги, записаться в автосервис - все это клиент будет делать с телефоном в руках, зачастую в спешке. В этом и заключается основная задача PWA:
PWA быстрее и дешевле в реализации, чем мобильное приложение: вы создаете один продукт и для Android, и для iOS. Тестировать гипотезы проще, так как обновления доступны пользователям сразу после их выхода без дополнительной загрузки из магазинов приложений.
В то же время PWA индексируется в поисковых системах, что делает SEO вашим союзником. Установка из браузера сокращает количество необходимых действий для клиентов.
По данным Search Engine Watch, одним из первых, кто внедрил технологию PWA для своего бизнеса, стал Twitter. Спустя некоторое время компания поделилась статистикой использования своего нового сервиса пользователями:
Один из главных вопросов о PWA - являются ли они хорошей заменой нативным приложениям. Ответ зависит от ваших потребностей, но, как и у всех вещей, у PWA есть как преимущества, так и недостатки. Давайте начнем с последних.
К сожалению, PWA-приложение, работающее через Safari, не будет иметь доступа к Face ID и Touch ID. Также не будет и отправки push-уведомлений.
Альтернативой в этом случае может стать предоставление дополнительных элементов пользовательского интерфейса, отвечающих за просмотр событий, которые могут быть интересны пользователю. Например, "колокольчик" с количеством непрочитанных сообщений.
PWA используют ограниченную часть ресурсов процессора и оперативной памяти, что негативно сказывается на скорости работы приложения. Однако хорошо продуманная архитектура и использование локального кэша могут помочь. Для этого команда разработчиков должна иметь большой опыт в мобильной разработке: в команде должны быть старшие разработчики.
Опишите ваш проект, и мы вернемся с оценкой времени и стоимости
Из-за использования JavaScript вместо Java прогрессивные веб-приложения быстрее сажают батарею телефона и расходуют больше ресурсов.
Скорее всего, пользователи это даже не заметят, так как уже привыкли к постоянной работе своих гаджетов. Например, в приложениях для фитнес-браслетов включена периодическая синхронизация данных, а в социальных сетях - отправка уведомлений. Недостаток PWA здесь лишь в том, что этого расхода нельзя избежать, зайдя в настройки и отключив фоновую работу.
Теперь давайте обсудим преимущества прогрессивных веб-приложений.
Разработка PWA занимает немного больше времени, чем разработка обычного веб-приложения (не забывайте, что веб-приложение - это большинство современных веб-сайтов). Единственное отличие - внедрение и настройка инструментов, которые расширяют возможности PWA.
В то же время реализация PWA требует гораздо меньше времени, чем создание нативного приложения. Кроме того, PWA часто разрабатываются фронтенд-специалистами, чьи расценки часто ниже, чем iOS-разработчики или Android-разработчики.
Это одно из самых больших преимуществ PWA: нет необходимости проходить верификацию в официальных магазинах приложений, которая может длиться от нескольких дней до 2-3 недель.
Правила размещения в разных магазинах могут отличаться друг от друга, что вынуждает компании подстраиваться и под Google Play, и под AppStore.
Установка из браузера - это возможность быстро предоставить пользователям рабочую альтернативу нативным приложениям и быть с ними "на связи", даже если политика магазина изменится.
PWA использует в своей работе локальный кэш для автономной работы и увеличения скорости отклика. Эта положительно влияет на взаимодействие с сервисом, особенно если он содержит в себе текстовый контент.
Однако автономность будет распространяться только на просмотр уже загруженного "статического" контента, комментарий клиент уже оставить не сможет .
PWA занимает значительно меньше места на смартфоне, чем нативное приложение. Ваших пользователей не будут раздражать уведомления о нехватке памяти во время установки. А шансы удалить PWA в поисках драгоценного места в этом случае заметно снижаются.
Изменения, внесенные в релизную версию, становятся доступны пользователям сразу после развертывания. Таким образом, вы можете предоставлять новые функции своим клиентам мгновенно, не напоминая им о следующем обновлении и не полагаясь на флажок "автоматическое обновление". Это преимущество для тех, кто планирует тестировать различные гипотезы и часто вносить коррективы в продукт.
Какому бизнесу выгодно иметь PWA?
Как правило, PWA отлично подходят для B2C брендов,которые общаются с клиентами. Ниже мы перечисляем, какие компании могут использовать PWA в своей деятельности и каким образом.
PWA, по сравнению с веб-сайтами, имеют гораздо более короткий путь пользователя. Клиенты могут заказать клининг одним тапом пальца. PWA также позволяют анализировать, как часто каждый пользователь заказывает услуги, и отправлять ему push-уведомления, чтобы напомнить о своей услуге ещё раз.
С помощью PWA клиенты могут заказать продукты или забронировать столик в один клик. Push-уведомления с промокодами могут простимулировать пользователей чаще делать заказы, а дисконтные карты в виде QR-кодов внутри приложения - повысить лояльность клиентов.
PWA облегчают поиск брендового интернет–магазина, поскольку он может распространяться не только через поисковики, но и через магазины мобильных приложений.
Клиентов, которые добавляют товар в корзину, но не оформляют заказ, можно побудить совершить покупку с помощью уведомлений со скидкой или подарком.
PWA также позволяют покупателям совершать покупки без подключения к Интернету. Все необходимые данные сохраняются, и когда сеть появляется снова, можно нажать на кнопку “оформить заказ”.
С помощью push-уведомлений можно оповещать клиента об акциях или изменениях в статусе заказа.
PWA может увеличить частоту посещения пользователем онлайн-ресурса, так как избавляет его от необходимости искать его в сети.
Push-уведомления могут использоваться для рассылки новых публикаций на интересующие пользователя темы и рекламы, увеличивая доход платформы.
Автосервис полагаются на лояльность клиентов. PWA могут помочь повысить ее, напоминая клиентам о сроках следующего техосмотра, уведомляя их о состоянии автомобиля во время ремонта и отправляя промокоды постоянным клиентам.
Трудно назвать PWA универсальным решением, способным решить все проблемы. Десктопная версия вашего сервиса, нативное приложение - все это остается актуальным. Но PWA - это отличный вариант дополнить и расширить способы предоставления услуг клиентам.
PWA подходит вам, если: